Вампиры: жажда вечная
Люди всех наций во все времена очень бережно относились к текущей по собственным венам и артериям крови. Некоторые наши знакомые проводят несколько дней в медитации, прежде чем отважиться на сдачу крови для анализов. Не мудрено, что кровососущие монстры встречаются в легендах, сказках и преданиях самых разных народов. В современной культурно-развлекательной сфере вампиры клыками и когтями вырвали себе достойное место. Правда, в последнее время литературных и киношных кровопийц лихорадит от нелегких веяний моды. Канонический образ вампира сложился на страницах готических романов XVIII — XIX веков, был окончательно закреплен всемирно известным произведением Брема Стокера, а в черно-белом кино свое веское слово сказал актер Бела Лугоши, продемонстрировав хрестоматийного почитателя людской кровушки. Из более поздних классических экранных воплощений этих бессмертных убийц вспоминается блестящая экранизация все того же романа Стокера за авторством Френсиса Форда Кополлы; эпизодическое появление клыкастой Моники Белуччи — лучшее, что случилось в киноманской юности автора текста.
Но времена изменились, и с подачи плодовитой на книжки дамочки Стефани Майер вампиры превратились из ночных охотников в слащавых юношей с любовной патокой в глазах. Знамя Майер подхватили и высоко вскинули десятки других авторов (в основном — женского пола). Вампиры и в литературе, и в кино растеряли зловещую ауру, стали объектом воздыхания юных романтически настроенных персон. И четырнадцатилетняя Светка отказывает однокласснику Витьке в свидании с железной аргументацией: «Экий ты на вампира не похожий! Веселый. розовощекий... Вон и прыщ у тебя на носу...». В компьютерных играх, к счастью, все пока чинно и благородно: вампиры занимаются достойными их темными делишками и пользуются заслуженным вниманием игроков и разработчиков.
Вампиры в играх в большинстве своем отвечают основным требованием сложившегося канона. Главная вампирская черта — жажда крови, утолить которую им не дано по определению. Да, встречаются еще питающиеся эмоциями «энергетические» вампиры, но мы сегодня вспоминаем классических вурдалаков, поэтому о любимой комендантше вашего студенческого общежития Маргарите Вальпургиевне читайте как-нибудь в следующий раз. Но вернемся к теме канона: взять хотя бы внешний облик — в виртуальных мирах вы не найдете бесполых облезлых и нечистоплотных уродов из романов Чака Хогана и затейника Гильермо Дель Торо (трилогия «Штамм»), метросексуальных зануд в играх также не приветствуют. И хотя возможны разнообразные вариации, чаще всего вампиры предстают статными привлекательными (не)людьми в расцвете сил, с крайне бледной кожей и элегантными клыками. Вампиры не стареют по известным причинам, они способны хранить вечную молодость и зачастую крайне сексапильны; эта особенность здорово помогает им полноценно питаться без лишней суеты и утомительных погонь.
В польской RPG The Witcher один из побочных квестов приводит Геральта в подпольный бордель, где профильные услуги оказывает бригада вампирш модельной внешности. Да, они пьют кровь клиентов, но до смерти, вроде как, еще никого не закусали, и, кхм, основную работу проделывают качественно и с чувством. В итоге и волки сыты, и овцы целы. Игроку-ведьмаку предоставляется выбор (а как же без него в хорошей «ролевке»?): вырезать логово клыкастых «путан» или защитить их от отряда рыцарей, собравшихся пустить дамочек «под нож» без разбора.
С вампиршей-искусительницей Ниван пришлось сразиться полудемону Дан те в третьей части Devil May Cry. Кровопийца пытается очаровать героя, и уж если ей удается подарить юноше «поцелуй вампира», то с большой долей вероятности игрок отправиться к ближайшему чекпоинту. Ниван, кстати, в диалоге с полукровкой упоминает, что хорошо знавала его отца-демона. Остается догадываться, каким образом она его «знавала». Хотя, учитывая свое бессмертие, вампирша вполне могла «мутить» и с дедом Данте.
Упыри обычно следят за своей внешностью и предпочитают броские дорогие наряды. Канонических вампиров можно увидеть в стратегическом сериале Heroes of Might & Magic: дворянские камзолы, свободные плащи, высокие ботфорты; воины ночи одеты с иголочки, таких не стыдно и на поле боя выставлять.
Игровые вампиры не стесняются демонстрировать на экране свои инфернальные силы и многочисленные таланты. Силой и выносливостью они многократно превосходят обычного человека, но нередко их «коронкой» становится невероятная стремительность. Вампирша Рейн из известного сериала BloodRayne обладала крайне полезной способностью замедлять время на неограниченный срок и рубила саблями фашистов в эффектном slo-mo. Немецкие разработчики из студии Ascaron основательно поработали над героиней-вампиром из экшен-RPG Sacred такой персонаж был доступен в качестве одного из аватаров. Их бледнокожая красотка предлагала игроку богатый арсенал умений, соответствующий сложившимся издавна традициям: призыв волка-людоеда и стаи злобных летучих мышей, контроль разума противника и, конечно, высасывание живительной жидкости из теплокровных неприятелей.
Вампиры в играх пьют кровь не «для галочки», они таким образом восстанавливают свою жизненную энергию и отсрочивают появление глумливой надписи Game Over. Обычно питание осуществляется через старый добрый укус, но некоторые пижоны, вроде Каина из серии Legacy of Kain, предпочитают не нарушать щелочной баланс в полости рта и вытягивают кровь из жертвы телепатическим путем прямо в раскрытую ладонь. Так, конечно, не запачкаешься, но упаковка влажных салфеток в складках плаща не помешает. Некоторые кровопийцы обладают способностью к левитации. В недавнем дополнении к TES V: Skyrim игрок получил возможность присоединиться к племени ночных охотников и свободно порхать над обширными просторами Скайрима, любуясь величавыми пейзажами и высматривая себе очередную невинную жертву.
Наряду с могущественными способностями, во многих игровых проектах вампиры не лишены, как и положено, слабостей. Вообще-то, список вампирских уязвимых мест довольно обширен, и сложился он издавна, ведь рассказчики, сочиняя байки про кровожадную нечисть, очень хотели оставить для себя шанс на спасение, пускай речь и шла всего лишь о выдуманных на скорую руку чудищах. Вампиры очень боятся дневного света. Хотя некоторые геймдизайнеры и пренебрегают этой деталью в угоду игровому процессу, а многие проекты просто обходят «дневной вопрос» стороной, помещая действие в закрытые помещения, например, в обширные многоярусные древние гробницы, как в культовой Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn. В сказаниях и легендах вампиры не могут пересекать движущуюся воду. Упомянутой выше Рейн ощутимый урон наносит любая вода, хоть из деревенской лужи, недопитой коровами. Гитлеровцам из BloodRayne, по-хорошему, стоило бы сменить «шмайсеры» и «люгеры» на детские водяные пистолеты. Они бы «замочили» латексную героиню во всех смыслах слова!
Вампиры не могут войти в жилье без приглашения хозяина. В играх эта проблема упырей не особо беспокоит, ведь их жертвы легкомысленно шляются по окрестностям, а то и сами стремятся ко встрече, вооружившись для уверенности колюще-режущими железяками или, на худой конец, осиновым дрекольем. В европейских сказках остановить вампира можно было, бросив в него пригоршню крупы или зерна. Тупой упырь бросится пересчитывать зернышки, позабыв об улепетывающей жертве. Игровых вампиров такой ерундой не проведешь, вместо дефицитной гречки в них следует бросать что-нибудь посущественнее — например, противотанковую гранату. Или хотя бы нашпиговать пулями, как поступил Данте с милашкой Ниван.
Несмотря на то, что обычно вампиры имеют завышенное мнение о себе, любимых, и по убеждениям неспособны заботиться о ком-либо кроме себя, некормленого, они часто образуют устойчивый социум со строгими правилами. В вампирском обществе четко выделяются старейшины и предводители, пользующиеся безоговорочным авторитетом. В играх сериала Legacy of Kain нам демонстрируют могучую вампирскую империю со строгой иерархической системой. Впрочем, упыри всегда остаются упырями. Дилогия Soul Reaver этого сеттинга повествует об одном из лейтенантов Владыки Каина, который был казнен только за то, что превзошел шефа в физическом развитии. Но, пожалуй, наиболее тщательно и логично проработанное вампирское сообщество вы увидите в проектах на основе настольной игровой вселенной «Мир тьмы».
Культовая в определенных кругах студия Troika Games в 2004 году выпустила RPG Vampire: The Masquerade — Bloodlines. В ней геймеру предстояло в роли новообращенного вампира познать все сложные правила жизни в непростом мире людского мегаполиса, над которым незримо стоят истинные хозяева: могущественные кланы нежити. Студия кропотливо воссоздала колоритные особенности настольной игры: мы были вынуждены блюсти «маскарад» — скрывать свою зубастую сущность от обывателей, мы сталкивались с Камарильей (вампирский аналог прокуратуры), мы узнавали что обращать людей в себе подобных следует с соблюдением вороха почти бюрократических правил. В Bloodlines был успешно смоделирован пугающий, но привлекательный и живой мир урбанизированной нечисти, чего не хватило предыдущей игре по этому же сеттингу — Redemption.
О неугасающей популярности ночных кровопийц ь мире компьютерных игр говорит то количество вариаций и ролей, в которых они предстают пред играющим. Они могут выступать и врагами, и союзниками, и протагонистами. Они древние и современные; в последнем обновлении «Мира тьмы» доступен клан вампиров- байкеров, пока только в настольном виде. Они могут быть полукровками, как звезда Playboy Рейн или чернокожий «марвеловский» супергерой Блэйд, успешно выступивший в великолепной командной экшен-RPG Marvel: Ultimate Alliance. Даже если игра не делает на вампирах акцент, они могут присутствовать «по умолчанию», как обязательный элемент фэнтезийного мира. Когда в сказочном платформере Trine на героев набрасывалась стая летучих мышей, всем было ясно без комментариев — это не те зверушки, которые скромно хрустят жуками в потемках. Вампиры, как пить дать! Как крови пить дать...
Игроделы просто не имели права игнорировать такой монументальный персонаж, как: вампир. Любители свежей крови заходят к геймерам в гости с завидной регулярностью, оставаясь при этом, к счастью, обитателями виртуальных миров (хотя ваш непокорный был бы не против завести знакомство с Рейн в реальности). Если взглянуть в недалекое будущее, то на горизонте можно без труда обнаружить проекты на вампирскую тематику в разработке: немецкая Blood Knights, венгерская The Incredibles Adventures of Van Helsing и другие, вполне возможно, отличные игры. Лишь бы на наши несчастные головы не обрушили симулятор свидания Twilight: The Video Game и не заставили целоваться с лопоухой Беллой. Вампиры — это всерьез. Долой поцелуйчики, поприветствуем крад ущихся в ночи!
Алексей Корсаков