Обзор DeathSpank
Ах, вот здесь он «достал» Энн Маккефри!
Жанр:адвенчура,hack’n’slash
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Hothead Games
Издатель: Electronic Arts
Похожие игры: серия Bard’s Tale, серия Overlord, Torchlight
Официальный сайт игры: www.deathspank.com
«Да и не герой я вовсе. Герои грабастают королевства и принцесс, регулярно делают физические упражнения, а когда улыбаются, то солнечный луч играет у них на зубах и загорается звездочкой — дзынь! Сволочи они, эти герои».
Терри Пратчетт, книга «Стража! Стража!» из цикла «Плоский мир»
Идея делать деньги иронизируя стара как мир, но свежа и нова каждый сегодняшний день. Масс-культ, новые тренды, упивающиеся собственными соплями малолетки — весь этот бред порождает вполне логичное желание немного пройтись едким сарказмом по международному безумию. Иногда тонко и иронично, иногда смехом с низов живота и намеренным наплевательством на какую-то политкорректность. Главное — шутить надо умело. Кто-то из классиков сказал, что комедия — жанр куда более сложный, чем трагедия. Не поспоришь: рассмешить сложнее, чем заставить рыдать.
Рон Гилберт — один из самых ярких представителей старой школы в игровой индустрии, чья звезда сияет и по сей день, а его фантазиям, казалось бы, нет пределов. Легендарные Maniac Mansion, Zak McKracken and the Alien Mindbenders, Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure, культовые The Secret of Monkey Island и Monkey Island 2: LeChuck's Revenge — авторские проекты Рона, а уморительная Penny Arcade Adventures явно не была бы такой уморительной, если бы в ее разработке не принимал участие этот колоритный весельчак. Без него жанр «квест», наверное, никогда бы не был таким, каким он является. Но Рону недостаточно. Рон продолжает шутить.
Продолжение следует…
Казалось бы, сатирического фэнтези мы видели уже столько, что если от пресыщения им нас еще не мутит, то уж удивить в этом поджанре точно больше нечем. И даже больше: иногда решительно непонятно, иронизируют ли авторы над клише историй про магические артефакты и спасителей человечества от великого зла или же настроены серьезно. Все уже было сказано до выхода DeathSpank: в литературе властвовал Терри Пратчетт, шутили Шекли с Азимовым, среди компьютерных игр попадались серии Bard’s Tale, Overlord, в какой-то мере King’s Bounty, Dungeon Keeper и Fable. И Рон Гилберт не пытается удивлять, полностью сконцентрировавшись на юморе и атмосфере. Фактически, перед нами уже виденная множество раз притча в карамельно-конфитюрном королевстве про — раз клише! — зло вселенского масштаба, — два клише! — великого героя и спасителя всего сущего и — три клише! — великий артефакт под названием «артефакт». И сразу приходит уныние: Рон Гилберт, стараясь высмеять штампы фэнтези, умудрился вляпаться в самые избитые штампы сатирического фэнтези. И утыкаешься носом в недостаток свежести: игре многого недостает. Недостает индивидуальности юмора и действительно интересного, вызывающего подлинное любопытство сценария. Недостает колоритного, харизматичного персонажа, насмешливого псевдогероя, а ДэтСпэнк на эту роль, увы, не годится. Недостает массы вещей, которые смогли бы превратить просто милый ироничный проект в действительно знаковую фигуру на полях сатиры.
Сначала решительно не смешно и даже не умилительно, хоть и чувствуешь себя в местном мирке на удивление расслабленно и приятно. Штампы остаются штампами, но при всем этом ясно осознается, что DeathSpank вовсе не старается нас смешить. Можно было бы вычурно «высмеивать» поп-культуру, наряжая гоблинов в лосины и заставляя фей заказывать товары через «магазин на диване», корчить с экрана рожи с красными клоунскими носами, пока зрителей и участников не начало бы выворачивать, но Рон Гилберт не повторяет ошибок Silent Dreams с их Grotesque Tactics: Evil Heroes. Все намного проще, и вино по бокалам тут разливает непосредственность. Теплый, на удивление гостеприимный мир становится близким и родным, не забывая при этом сверкать некоторой пряничностью и сценичностью. Элементы антуража, будь то густые лесные заросли, цветочные газоны или маленькие сельские домики, все как один выглядят плоскими декорациями. А мизансцена со скачущим главным героем и вовсе выполнена в форме эдакого небольшого трехмерного планетоида. И пусть такая игра в театр не вызывает бури восторга или хотя бы кусочка умиления, она создает очень комфортное настроение для шинковки местных сатирически-клишированных монстров. Технологические барьеры никто не преодолевал, какой-то карикатурности тут тоже нету — и как раз все это и делает мир игры таким притягательным. Вместо того, чтобы стараться заставить нас хохотать всегда и везде, Рон Гилберт сотоварищи сконструировали индивидуальную и самобытную вселенную, кое-где напоминающую блошиный цирк или кукольный театр абсурда. Просто сказка, в своей первозданной красоте от чистоты.
Юмор есть, и юмор отличный, только приходит он в совершенно нетипичных местах, что автоматом возвращает покачнувшееся знамя иронии DeathSpank обратно на флагшток. Уходя в клише в сюжете или лепя нарочито гротескных монстров, Рон Гилберт не изобретает ничего нового, а старые бородатые анекдоты уже не вызывают даже улыбки. Но в остальном проект словно заставляет вспомнить нас про времена упоения сериалом Monkey Island. Весь смех скрывается в диалогах и заданиях, что становится весьма приятной неожиданностью. Еще более приятным сюрпризом является внезапно очень тонкий, едкий, теплый и добрый юмор, когда, заслышав очередную шутку, появляется желание щелкнуть пальцами и процитировать Терри Пратчетта: «Ах, вот здесь он «достал» Энн Маккефри!» Или серию Diablo и World of Warcraft. Или Анджея Сапковского и Джона Рональда Руэла Толкина. Или футбольных фанатов и эмобоев. Или самих себя: самоиронией Рон Гилберт явно не обделен. И без сатиры — окружающие персонажи или ехидные хитрости при выполнении квестов умиляют и забавляют. Тонко, метко, очень интеллигентно. И вот где единорог зарыт: для восприятия такого юмора от игрока требуется недюжая образованность и уровень осведомленности. Не имея за плечами самых знаковых фэнтезийных произведений как в литературе с кинематографом, так и в игровой индустрии, не умея отлавливать многочисленные намеки и афоризмы, получаете риск упустить основную массу действительно удачных шуток. И от этого беда: стараясь угодить «среднему игроку», авторы в DeathSpank переборщили с разномастностью — любителям тонкой иронии не понравятся пассы актуальной аудитории с сортирными шуточками и все теми же клише.
Учитывая, что основная масса юмора в DeathSpank запрятана в персонажах, диалогах и заданиях, вполне удивительно, что для игры был выбран жанр hack’n’slash, а не кажущаяся мне в этом случае куда более логичной адвенчура. Не сказать, что потасовки с местным миловидным бестиарием утомляют, но и полноценного дьяблозаменителя из игры не вышло. Противники долго не живут, слишком легко погибая от магического клинка с клишированно-забавным названием, рост в уровнях совершенно условен и ровным счетом ни на что не влияет, а манчкинство сходит на нет из-за просто неиссякаемого источника дохода. Вроде ничего такого, но лишние элементы вызывают лишние вопросы, даже невзирая на то, что процесс нарезки из карикатурной нечисти болонской колбасы скорее напоминает аркадно-увлекательных убийц времени вроде нашумевшей Plants vs. Zombies. Тем более что априори занудное закликивание, ввиду отсутствия всяческого вызова, в этом случае сродни релаксации — за это воздействие надо благодарить музыкальное сопровождение. Действуя от противного, в DeathSpank удивительно тонко и органично вплетаются джазовые переливы, блюзовые заигрывания, кое-где рокабилли и кантри-рок. И в итоге проект предстает эдаким целебным зельем для пресыщенных пафосом и судьбами несуществующих королевств ролевиков, тем более что никто не мешает пригласить в игру приятеля и посмеяться на пару. Жаль только, что второй персонаж — маг, волшебник и чародей СайдКик — харизмой умудряется уступать и ДэтСпэнку. А так — компанейски, забавно, мило, непродолжительно. То, что Рон Гилберт прописал.
Продолжение
Решив не тянуть кота за хвост, разработчики выпустили в свет дополнение Thongs of Virtue, едва-едва получив первые финансовые отчеты о продажах оригинальной DeathSpank. И, фактически, не явили в нем ничего нового. Не продолжение, не расширение и дополнение, а скорее новый эпизод похождений ДэтСпэнка, созданный и продаваемый специально для тех, кому десяток часов оригинала показались сущей мелочью, и из-за денег. От начала уже немного мутит: уж слишком очевидной и приевшейся видится попытка обыграть в новой сюжетной части историю «Властелина колец», но дальше мы получаем ровно то, на что и рассчитываем. Немного больше разнообразия по части иронии: в Thongs of Virtue шутят шутки, забрасывая в сказочный мир роботов-убийц и предоставляя возможность стрелять из пулеметов по Санта-Клаусу, да только выглядит это уже слишком жалко. Благо запаса тонких колкостей хватило на еще один набор диалогов и заданий. Тут все отлично — но на общем фоне они уже уходят на второй план. Дополнение только для тех, кому мало оригинала, хотя оно явно дает понять: пары вечеров за DeathSpank было более чем достаточно.
У Рона Гилберта получилась не самая лучшая комедия, пародия или сатира. Хвататься за живот и перекатываться по полу, дико хохоча, от DeathSpank не хочется. На самом деле неувядающему игровому режиссеру удалось что-то большее: игра по-настоящему трогает. Своей милой наивной атмосферой, отсутствием старания показаться смешной, позитивным, непосредственным, иногда почти по-детски радужным настроением. А хохотушки оставьте бегущим пальцам и прочим дегенеративным скэтч- и стенд-ап «юмористическим» программам.
Радости:
Легкая, милая, приятная атмосфера
Трогательный пряничный мир
Блестящий юмор в диалогах и квестах
Бои расслабляют
Великолепный графический дизайн
Отменное музыкальное сопровождение
Гадости:
Юмор вне болтовни и заданий клишированный, а кое-где и пошлый
Маловато новизны
Оценка: 7.6
Вывод:
DeathSpank — это десяток часов позитива и хорошего настроения; Thongs of Virtue — то же самое, если после первой порции вас еще не тошнит от сплошной розовощекой всеобъемлющей радости и хочется продолжения. DeathSpank — это лекарство от пафоса и серьезных мин больших, крутых, как вареные яйца, ролевых игр. Лекарство, которому нужно свое время и место; и умеренная дозировка, которую не соблюдает Thongs of Virtue. А так — Рон Гилберт, господа! Аплодисменты, закадровый смех.
Обзор написан по Xbox 360-версии игры