Обзор Ex Machina | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Ex Machina

on февраля 28, 2006 - 00:00

Жанр: Action/RPG
Разработчик: Targem Games
Издатель: "Бука"
Количество CD в оригинальной версии: 2
Похожесть: Elite
Системные требования: Pentium IV-2 GHz, 512 Mb RAM, 128 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 850 Mb Hard Disc Space

ЗнEx Machinaаете ли вы, что такое Эсхатология? Это учение о конце света, интересовавшее людей в самые разные времена. Где бы ни жил человек — в Австралии или Европе, Древнем Риме или современных США, он частенько задумывался над своей судьбой в частности и дальнейшей судьбой мира в целом. Эсхатологические мифы бывают разные — кто-то верит, что после конца времен наступит самый счастливый период в жизни человечества, и каждый праведник получит по заслугам на Земле, будучи взят на небеса. Другие же считают, что ничего хорошего ни людей, ни нашу планету в будущем не ждет. Сразу вспоминается популярная одно время на телевидении реклама, которая заканчивалась словами "но радоваться этому будут уже другие, более совершенные существа".

Наверняка, корни эсхатологии лежат в желании человека знать будущее, предвидеть, что с ним случится в дальнейшем. Соответственно, мифы и предсказания плодятся просто в неимоверных количествах. И, как это ни странно, мрачные прогнозы чаще всего на порядок превосходят по количеству оптимистичные. Это можно наблюдать даже на примере компьютерных игр, где одним из самых популярных направлений является создание проектов постапокалиптического характера, в которых на Земле случается глобальный катаклизм, и немногие выжившие пытаются продлить свое существование и построить хотя бы относительно стабильное общество. Впрочем, российские разработчики постапокалиптике уделяют достаточно мало внимания, хотя встречаются и исключения. Одним из таких исключений как раз и является Ex Machina.

Ex Machina

Ex Machina — несколько необычная action/RPG, созданная командой Targem Games. Необычна она тем, что в качестве базы для сражений выступает не человеческое (эльфийское, орочье и т.д.) тело, а кузов грузовика. Именно грузовики различных типов и являются центром вселенной проекта, они колесят по дорогам, встречаются и сражаются друг с другом, перевозят грузы. Игрок же — "всего лишь" водитель, который управляет своим железным конем и идет к победе и славе национального героя (или, наоборот, величайшего негодяя) при помощи машины. Но о кузовах, колесах и кабинах мы поговорим чуть позже, пока же давайте немного о грустном. Или о том, как мир дошел до жизни такой.

Если вкратце, то предыстория выглядит примерно так. Когда-то давно (с летоисчислением в мире Ex Machina как-то не очень) на территории одной ближневосточной страны совершил вынужденную посадку неопознанный летающий объект, в просторечии — "летающая тарелка". Правительства ведущих государств мира, обеспокоенные возможностью попадания секретных технологий пришельцев в руки "проповедников государственного терроризма" попытались захватить НЛО в свои руки. Ну а дальше — по аналогии с The Fall: Last Days of Gaia. Некая странная субстанция стала распространяться по планете, убивая все живое. Выжить, в конце концов, удалось только людям и растениям. Причем, homo sapiens-ам для этого пришлось обзавестись специальными масками (эти маски мы будем наблюдать на лицах всех персонажей в течение игры). Правда, способ спасения от заразы (официально объявленной газом без цвета, вкуса и запаха) был найден слишком поздно, когда подавляющая часть населения уже прекратила свое существование, загромоздив трупами Землю. Оставшееся население ютится в небольших хорошо охраняемых городках или же сбивается в банды, терроризируя местное население.

Наш герой — молодой человек, которому пришло время отправляться во взрослую жизнь. Но не успел он съездить выполнить парочку поручений, как жизнь стала рушиться. Родная деревня сожжена неизвестными, отец пропал (вероятно, убит), вернуться некуда и единственный оставшийся у парня друг — старенький грузовик. В такой ситуации кто-нибудь малодушный, скорее всего, покончил с собой или перешел в разряд особ без определенного места жительства. Но наш герой не промах — он, горя желанием мести, начинает нелегкий путь в светлое будущее. Конечно же, не без помощи геймера, сидящего "по ту сторону экрана".

Ex MachinaЕсли вы обратили внимание на шапку обзора, то, наверняка, увидели, что в графе "Похожесть" стоит не понаслышке знакомая геймерам старшего поколения Elite. Как это ни странно, но Ex Machina действительно в чем-то на нее похожа. Нашим глазам предстанет несколько отдельных карт, разбросанных по просторам старушки-Европы, изменившейся внешне очень и очень сильно. На каждой карте обычно есть несколько поселений, а также заправки (специальный тип поселений, которые предназначены для обеспечения автомобилей топливом и услугами механиков-ремонтников). Игрок перемещается между городами, сражаясь с бандитами, перевозя грузы и выполняя квесты. Конечно, размеры мира не так уж и велики, по сравнению с космосом Elite, но вполне достаточны для того, чтобы отнять у вас пяток-другой вечеров. Но главное, пожалуй, состоит в том, что разработчики не пошли на поводу у традиций, и не стали вводить систему характеристик и навыков игрока, ограничившись возможностью "прокачки" машины. Это, да еще свобода в выборе своих дальнейших действий (никто вас не заставляет идти строго по сюжету) роднит Ex Machina с "Элитой" больше всего. К сожалению, сюжет все же принес с собой определенные ограничения. К примеру, попасть на другие карты можно только после прохождения ключевых сюжетных точек (и это — явный недостаток проекта). При попытке же сделать это заранее герой просто откажется куда-нибудь отправляться. Да, не все в мире совершенно... С другой стороны, выполнять сюжетные квесты имеет смысл хотя бы ради того, чтобы узнать, какую еще пакость подготовили ребята из Targem Games нашему герою, и что ждет геймера за воротами на следующую карту. Радует, кстати, что разработчики решили не
ограничиваться строгой линейностью и предоставляют нам выбор в нескольких моментах, что может повлечь за собой развилку и изменение истории будущего. Да и концовка игрока ждет не одна, так что как минимум дважды вы можете пройти игру разными способами. На этом, пожалуй, рассказ о сюжете остановлю, чтобы не лишать вас заслуженной порции удовольствия. Лучше давайте вернемся к главному — грузовикам, деталям и прочим оружиям. Итак, одновременно у нас может быть только один грузовик. Всего их не так уж и много по количеству. Начинаем мы со скромного Вэна — "рабочей лошадки" всех фермерских хозяйств. Потом можно будет пересесть на что-то более приличное, чуть позже появится "БелАЗ" (внешне достаточно слабо напоминающий реальный прототип), ну а под конец (увы, слишком поздно, чтобы сполна насладиться отличной машиной) в игру войдет "Миротворец", лучше которого, пожалуй, ничего нет.

Каждый автомобиль состоит из двух основных частей — кабины и кузова. Когда вы приобретаете его в магазине (то бишь, в одном из поселений), то получаете стандартный комплект поставки. Дальше можно заняться улучшениями, модернизируя обе составляющие машины. Причем, чтобы добиться максимальной эффективности, порой приходится немало поколесить по дорогам мира, хорошие кузова на дороге не валяются. У машины есть ряд параметров (которые как раз и зависят от двух составляющих), в том числе скорость, мощность двигателя, грузоподъемность, бронирование и прочее. На кузов и кабину можно ставить разнообразные типы вооружения (какие — также зависит от выбранной конфигурации, к счастью, до оплаты денег за покупку нам дают оценить достоинства и недостатки новой составляющей автомобиля). Короче говоря, старайтесь модернизировать машину как можно быстрее — это того стоит.

Конечно, ездить по дорогам совсем без оружия — не слишком разумный ход. Бандиты и пираты всех мастей и рангов не дремлют, так и видя в своих мечтах ваш грузовик в качестве груды обломков и разбросанных вокруг контейнеров с товаром. Поэтому оружие нам обязательно понадобится. Здесь придется сделать маленькое лирическое отступление и поговорить о системе балансировки врагов в Ex Machina. Разработчикам, из-за отсутствия уровня у героя, пришлось пойти на несколько неожиданный шаг и ввести балансировку мощи врагов в зависимости от оружия, установленного на вашей машине, а также в меньшей степени от "крутости" машины. Поэтому категорически не рекомендуется выходить на улицу со слабенькой машиной и мощными пушками, можно наткнуться за углом на таких соперников, что на ремонт потом уйдут все оставшиеся деньги. Лучше всего вначале максимально улучшать сам автомобиль, и только потом кардинально менять вооружение. С другой стороны, награда за задания также зависит от прокачанности вашей машины, так что в какой-то момент, когда вы чувствуете себя достаточно сильным, можно попробовать рискнуть и обзавестись каким-нибудь "Молотом Тора" или "Одином".

Ex MachinaВооружение делится на три категории: огнестрельное, артиллерийское и энергетическое. Посоветовать какой-то один вид сложно — все зависит от ваших собственных предпочтений. Так, любителям наносить сразу помногу повреждений стоит попробовать энергетические или артиллерийские образцы. А поклонникам стрельбы огромным количеством снарядов в единицу времени рекомендуются огнестрельные виды. Сочетаний, на самом деле, может быть масса, но, думаю, вы разберетесь в них и без меня. Единственное, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что более дорогая "пушка" не всегда лучше дешевой, как показала практика. Где-то в программном коде вкралась ошибка, и иногда стоимость оружия оценивается неправильно — так что внимательно читайте характеристики.

Кроме оружия можно приобретать улучшения для своего грузовика (но, как и для всяких там пулеметов, под снаряжение нужны специальные слоты в кузове или кабине). Улучшения скорости и мощности, скорострельности и огневой мощи, миноукладчики и прочие забавные штуки к вашим услугам. Выбор богатый, при этом на поздних стадиях игры можно будет найти замечательные образцы, улучшающие сразу несколько характеристик машины. Ищите — и обязательно обрящете.

Откуда же берутся деньги в мире Ex Machina? Ведь без кровно заработанных не будет ни новых автомобилей, ни оружия, ни снаряжения. Все просто — есть ровно три способа заработка. Первый, с которым вы обязательно столкнетесь, — сражения с бандитами и продажа оставшихся от них товаров, "пушек" и прочих предметов в городах. Как ни крути, это одно из самых прибыльных занятий — бандитов хватит на всех, они регулярно восстанавливаются в определенных точках. Иногда, правда, их количество даже раздражает, бывает, объема кузова не хватает даже, чтобы сдать половину ценного товара. А несобранные контейнеры имеют свойство через какое-то время пропадать. Впрочем, жаловаться грех, на пиратах можно очень неплохо заработать, если знать, где их основные гнездовья.

Второй способ — торговля. Дело это достаточно прибыльное (особенно на поздних этапах), хотя и уступает по количеству приносимых денег охоте на бандитов. Главная проблема в том, что для торговли желательно сочетание двух факторов — большого объема кузова (иначе доход будет не слишком впечатляющим) и скоростного автомобиля, чтобы уйти от погони (все равно собирать груз с "трупов" будет некуда). Для этого машину надо прокачивать в определенном направлении, и не каждый захочет этим заняться, предпочитая более "легкий" хлеб. Но попробовать, хотя бы иногда, стоит. Особенно, когда два города с большой разбежкой цен на товары находятся на одной карте, что позволит окупить поездку в кратчайшие сроки. Наконец, последний способ — выполнение квестов. Их три основных вида (не считая сюжетных). Это почтовые квесты, заказы на убийство и охотничьи. Последние в сочетании с первым типом заработка приносят просто ошеломляющие суммы. Города всего лишь просят вас за несколько минут убить как можно больше бандитов, платя за каждого сколько-то денег. Чем больше вы настреляете асоциальных элементов, тем толще станет ваш кошелек. Такие квесты берите не задумываясь, прибыль будет высокой, а хлопоты — минимальными (главное, запомните, где искать пиратов). Что касается квестов остальных типов — здесь многое зависит от награды. Если она мизерная, то, может, и не стоит терять свое время, ведь такого понятия, как опыт, в игре просто не существует.

Ex Machina

Ex Machina отличается, помимо всего прочего, интересным миром. История регионов Европы пошла по-разному — и об этом вы обязательно узнаете в процессе прохождения. Где-то жизнь застыла на уровне патриархального общества, где-то наоборот, ринулась вперед, а кое-где привела к столкновению враждующих группировок. Периодически вам будут предлагать сделать свой выбор даже в несюжетных местах. И только от игрока иногда зависит — на чью сторону стать, и кому помочь. Добавьте к этому большое количество пасхалок и приколов, приплюсуйте независимую от игрока жизнь самого мира, пусть даже находящуюся в зачаточном состоянии, и вы получите отличное место для проведения следующих выходных.

Что касается графики, то она выглядит отлично. Вот только у движка есть огромный недостаток — после нескольких часов непрерывной игры и переходов между локациями Ex Machina начинает подтормаживать, и, постепенно, создает своп-файл огромных размеров, вынуждая нас выходить и заходить заново. Явный недостаток, который, возможно, будет устранен патчем. Ну а музыка и звуки оказались на высоте — одна из мелодий так засела у меня в голове, что не меньше недели отказывалась оттуда вылезать.

Что ж, Targem Games подтверждает, что успех ее предыдущих проектов (серия "Магия войны") не был случаен. В этой команде сидят настоящие профессионалы, способные найти чувствительные струнки в душе игрока и зацепить их. Это одна из немногих игр, вызывающих желание повторного прохождения, и, уже само по себе, подобный факт наводит на размышления. К недостаткам же Ex Machina можно причислить тормознутый движок и отдельные недоработки в игровой модели. Плюс, по-моему, игра слишком коротка. По крайней мере, я бы не отказался исколесить еще штук семь-восемь карт, по минимуму. Впрочем, разработчики грозятся удовлетворить желания фанатов выпуском дополнения.

Оценка: 8.
Ex Machina — отличная игра для тех, кто любит яростные схватки и не требует от игры с участием автомобилей симуляторного движка. Торговля и сражения, интересные сюжетные квесты и проработанный мир — основные козыри на руках у разработчиков.

Morgul Angmarsky

ролевая игра, экшен Обзор № 74 Ex Machina
Яндекс.Метрика